Царский венец — шапка Мономаха

Для современного европейского человека привычно, когда при обряде коронации монарх венчается короной, той или иной формы, характерной для различных культур. Но так было не всегда. В России корона, как символ царской власти, стала использоваться в обряде венчания на царство только со времени правления Петра I. В допетровскую эпоху при коронации головы монархов венчала «Шапка Мономаха».

Строго говоря «шапок» — головных уборов, входящих в Большой наряд русских царей, было несколько. Часть их утрачена. В настоящее время в Оружейной палате московского Кремля хранятся:

  1. Собственно Шапка Мономаха — самая древняя из известных царских шапок.
  2. Шапка Казанская — была изготовлена для первого русского царя Ивана IV Васильевича после покорения и присоединения Казанского ханства к Московскому государству (1552) и принятия Иваном титула царя казанского.
  3. Шапка Астраханская — изготовлена в 1627 году для царя Михаила Федоровича по образцу шапки Мономаха, но в западноевропейской манере.
  4. Шапка Мономаха Второго Наряда или Шапка Таврическая — частично воспроизводила оригинал, отличалась простотой изготовления. Предназначалась для Петра I во время двойной коронации с Иваном V в 1682 году.
  5. Шапка алтабасная («Сибирская») — изготовлена в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича.
  6. Шапка алмазная Ивана V Алексеевича и Шапка алмазная Петра I Алексеевича — головные уборы царей-соправителей. Были изготовлены около 1687 года русскими мастерами Оружейной Палаты.
Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло

На данном портрете царь Алексей Михайлович изображён с царскими регалиями, одним из которых является Шапка Мономаха. Данный экземпляр отличается от шапки, хранящейся в настоящее время в Оружейной палате Кремля в Москве. С одной стороны, шапка со временем поновлялась и переделывалась. С другой — необходимо учитывать особенности художественной передачи, характерной для XVIII века, когда и был написан портрет.


Шапка Мономаха стала одним из символов царской власти. Именно она использовалась при венчании Ивана на царство в январе 1547 года. По своей форме шапка берёт своё начало от великокняжеских головных уборов домонгольской Руси. С шапкой связан ряд легенд.

Главной проблемой любых правителей является легитимизация власти. Один из способов обосновать право на правление — найти происхождение своей фамилии от древних царских родов. В первой четверти XVI века появляется «Сказание о князьях Владимирских», которое фактически обосновывало права московских государей. В основе «Сказания» лежали две легенды. Первая — о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа. Вторая легенда доказывала, что царские регалии — царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу, — достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина. (Прил. 1) Отсюда произошло и название коронационного головного убора московских великих князей/царей — шапка Мономаха. Впоследствии «Сказание» стало вступительной статьей к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 году. Сюжетами «Сказания» иллюстрированы 12 панелей Мономахова трона в Успенском соборе.

Анализ составных частей шапки Мономаха, хранящейся в Оружейной палате московского Кремля, выполненный современными исследователями, показывает сложность и разновременность её составных частей. Самой древней признана тулья и золотые пластины, из которых она сложена, соболья опушка и крест на шапке появились значительно позднее. Ряд элементов шапки имел, возможно, византийское происхождение.

Историк, искусствовед, специалист по скани и зерни Н. В. Жилина в своей работе «Шапка Мономаха: Историко-культурное и технологическое исследование» на основе анализа шапки составила реконструкцию её эволюции.

I стадия — митрообразный венец, 60–70-е годы XIII века — На этом этапе шапка состояла из двух рядов декорированных золотых пластин и креста, который крепился на тонкую проволоку к специальным треугольным вырезам в их верхней части.

II стадия — княжеская шапка, XV век — В этот период шапка имела меховую окантовку в нижней части и была украшена драгоценными камнями, но утратила нижний ряд золотых пластин. Ко внутренней части добавили металлический обруч и опорные дощечки, для их закрепления проделали новые отверстия в первом слое.

III стадия — царская шапка с «яблоком», середина XVI века — На этом этапе была изменена верхняя часть, крест насажен на полусферическое навершие.

IV стадия — конструктивный распад, конец XVII–XIX век — В этот период шапка утратила целостность головного убора, исчез второй слой креплений, а мех был поднят наверх и скрыл часть филиграни. Также к этому периоду относятся грубые ювелирные решения: соединение пластин проволокой через края, крепление прямоугольных кастов на круглые гнёзда.

Провозглашение России империей внесло изменения в обряд коронования и в набор императорских регалий. В XVIII–XIX веке старинные инсигнии, в том числе и шапка Мономаха размещалась в Успенском соборе на особом столе и принимали участие в императорских коронациях только в качестве исторических реликвий — «главных достопамятностей Царского достоинства».