Российский император — воплощение бодхисаттвы милосердия
Венчание на царство российских монархов, выполненное по православному канону, сакрализировало личность царя в глазах представителей христианских конфессий, однако и иноверческое население Российской империи в рамках своих религиозных представлений часто наделяло главу государства особыми качествами.
В буддийской коллекции музея истории религии хранятся разные иконографических варианты изображений бодхисаттвы милосердия Тары, но чаще всего мы можем встретить изображения именно Белой Тары. Популярность Тары в тибето-монгольском буддизме невозможно переоценить, но именно в России образ Белой Тары оказался исключительно тесно переплетен с историей страны.
В 2019 году во время празднования 255-летия официального признания буддизма в России состоялась передача бюста Екатерины II буддистам из Улан-Удэ. Может показаться странным, но до 1917 года в одном из старейших буддийских духовных центров страны — в Анинском дацане (буддийском монастыре) располагался бюст Екатерины Великой. Причем он не был просто установлен где-то во дворе на задворках, как немое напоминание о необъятной власти имперской метрополии, нет, бюст располагался прямо в алтаре, среди особо почитаемых буддийских божеств и подвижников. И более того — стены Дацана украшали портреты царей и императриц династии Романовых. В 1873 году Анинский дацан посетил великий князь Алексей Александрович, четвертый сын императора Александра II, брат императора Александра III. Это было первое посещение Бурятии представителем императорского дома. По словам Лекцог-ламы, по протоколу князь должен был только заехать в дацан, но он увидел в алтаре портреты императоров России, в том числе и своего отца, и принял решение остаться на целые сутки. 18 июня 1891 года Анинский дацан посетил Николай II, в 2018 году на месте, где остановился кортеж, была сооружена священная ступа, и среди местных жителей уже начали распространяться представления о чудодейственности этого места. Но как же так получилось, что представители рода Романовых стали столь почитаемы среди буддистов Забайкалья?
В 1764 году Екатерина Великая подписала указ об учреждении титула главы буддийской сангхи (общины) России — Пандито Хамбо-ламы. Российская империя официальной была православной страной, но с некоторыми особенностями: в 1721 году Пётр I реорганизовывал управление Российской церкви, упразднив существовавшее в ней патриаршество, и церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом, полностью подконтрольным императору, т.е. православные не могли самостоятельно, без властных интервенций со стороны государства, решать свои внутренние церковные проблемы — а буддисты могли! В благодарность Екатерину II признали воплощением Белой Тары, и более того, последовавшие за ней правители России также признавались воплощением бодхисаттвы милосердия Тары — эта традиция даже дожила до наших дней: в конце августа 2009 года в ходе официального визита Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента РФ, в Иволгинский дацан, Медведев тоже был провозглашён воплощением Белой Тары. Данная традиция может стать понятнее, если мы ознакомимся с несколькими важными терминами, используемыми в буддийской философии.
Упайя — буквально переводится как «умелое средство», или уловка. Человеку, в своем повседневном опыте опирающемуся на омраченное сознание, трудно воспринять дхарму (буддийское учение). Поэтому, чтобы спасти человека от вековечного страдания пребывания в сансаре требуется использовать особые техники, пойти на хитрость. Лучше всего этот метод иллюстрирует история из Лотосовой сутры. Один человек, вернувшись домой, обнаружил что его дом хвачен огнем, и внутри остались дети, поглощённые игрой. Тогда он, естественно, начал кричать детям, чтобы они убегали из дома, но дети не поверили в то, что дом горит, и продолжили играть внутри. И тогда человек сказал детям, что он принес им их любимые игрушки, и эти игрушки ожидают их на улице. Услышав это, дети выбежали из горящего дома и были спасены, хотя снаружи никаких игрушек, естественно, не было. Иногда даже сама проповедь Будды Шакьямуни о «Четырех благородных истинах» (основах буддизма) описывается как уловка. Православного императора-самодержца сложно обратить в буддизм, но с помощью упайи его можно поместить в нужный контекст, и император уже будет знать, что он воплощение бодхисаттвы милосердия, и может быть полюбопытствует, что это все-таки значит — быть бодхисаттвой, и постарается хоть немного соответствовать высокому образу. Другим важным для нас термином является «чакравартин».
Чакравартин в буддизме — мудрый правитель, способный и достойный влиять на ход событий истории, «поворачивать колесо». Миссия чакравартина заключается в возвращении мира из хаоса беззакония на высшую ступень космического порядка, что также должно принести в страну материальное процветание, сопровождаемое в том числе и духовным возрастанием его подданных. Самыми известными правителями, которые почитались как чакравартины были Ашока и Канишка: за время их правления относительно маленькие царства, где они начинали свой путь, превращались в великие империи, в которых к тому же видное место уделялось проповеди дхармы. Несмотря на то, что буддийское учение воспринимает феноменальный мир как относительный, или даже иллюзорный, тем не менее формат имперского самочувствования буддистам был понятен, и не вызывал радикального отторжения, а для существования буддизма в условиях империи был подведен значительный философский и политологический базис.