Божия Матерь Державная

Обряд коронации, венчания на царство, имел глубокий духовный смысл. Царь «благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего — как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Монарх отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, считался верховным покровителем православной Церкви и был хранителем духовных традиций и других религиозных общин. По словам протоиерея Максима Козлова: «Царь, по учению святителя Филарета, есть носитель власти Божией, той власти, которая, существуя на земле, является отражением Небесной Вседержавной Власти Божией. Царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного, а потому естественно из этого учения вытекает, что только то земное общество благословенно и содержит в себе семя благодати Божией, одухотворяющей и освящающей это общество, которое своим главой имеет верховного носителя власти и помазанника — Царя».

В момент отречения Николая II возникла проблема не только общегосударственного (вопрос престолонаследия), но и духовного плана. Страна лишилась помазанника, который осуществлял руководство от имени бога. В общественном сознании разрывалась связь со священным. Реакцией на эту проблему стало появление (явление) иконы Божией Матери Державной.

13 октября 1917 года митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) составил Святейшему Синоду донесение об обретении 2 марта 1917 года иконы Божией Матери «Державная». В донесении сообщалось, причт Вознесенской церкви из села Коломенского Московского уезда, в июне 1917 года донес Управлявшему Московской епархией Преосвященному Иоасафу, Епископу Дмитровскому, что 2-го марта к приходскому священнику явилась крестьянка деревни Починок Бронницкого уезда, Евдокия Андрианова, и сообщила о своих двух сновидениях. Согласно описаниям одного из них: «белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседающую женщину, хотя лик ее был не видим, по сторонам присутствовали два иеромонаха[;] и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то(,) на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», при чем Адриановой было памятно, что «самый выход был как бы из подвала(,) а не из парадного хода храма». Священник, к которому пришла Андрианова показал ей все иконы в храме, и только когда из подвала церковный сторож вынес «чёрную», т.е. потемневшую и практически нечитаемую, икону, и после её очистки, крестьянка узнала в ней тот образ, который видела во сне: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери — Благословляющий Спаситель».

В честь обретения иконы был отслужен молебен. С этого времени стал распространяться слух, и к иконе начали приходить паломники.

Иконой заинтересовались специалисты по церковной археологии. Член Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения протоиерей Страхов указывал, что найденная икона не является древней, и датируется приблизительно концом XVIII века. Икона (размер 141×86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен на 15–20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. По форме иконостасная, средняя, из третьего пророческого пояса. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. По всей вероятности, икона осталась от иконостаса, бывшего в одной из церквей Московского Вознесенского монастыря. Предположительно во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена в Коломенское, спрятана от войск Наполеона и забыта. Однако в сохранившихся архивных документах Вознесенского монастыря сведений об этой иконе не обнаружено.

В данном случае совместились два фактора: нахождение иконы в день отречения императора Николая II (2 марта 1917 года), а также иконографический образ Богоматери — с символами императорской власти, скипетром и державой. Многими это было воспринято как знак, что с уходом монархии Божия Матерь не оставила заступничество за Россию. По словам патриарха Кирилла 4 ноября 2015 года: «Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».

В 1928 году Державная икона поступила в Государственный исторический музей. В 1988 году передана на выставку в издательский отдел Московского патриархата и в течение 2 лет хранилась в алтаре домового храма во имя прп. Иосифа Волоцкого. В 1990 году возвращена в Коломенское, где находится в настоящее время в церкви Казанской иконы Божией Матери. С Державной иконы ещё в 1917 году было сделано много списков, один из которых хранится и экспонируется в Государственном музее истории религии.