В последний путь...
Особый статус монарха, подтверждённый венчанием на царство, влиял не только на повседневную жизнь царя и его семьи, но и на ритуалы, связанные с кончиной и погребением государя, и передачей государственной власти наследнику. Погребальная церемония являлась своего рода антиподом коронации и знаменовала окончание и царствования и жизни человека. Поэтому при её проведении зачастую использовались те же атрибуты, реликвии и действия, что и при обряде коронации.
Поскольку с кончиной государя была связана передача государственной власти, первым действием наследника было «Объявление кончины государя», которое сопровождалось тремя ударами в большой колокол соборного храма в том городе, в котором он скончался. Язык у колокола обвивался черным сукном. Сразу же публиковался манифест о вступлении на престол нового государя. К концу XIX века эти два действия совмещались в одном документе. (Прил. 1) После приведения населения к присяге новому царю начинали решаться вопросы, связанные с погребением усопшего, монарх по Высочайшему указу, представленному Сенату, учреждал Печальную комиссию. Чины членов Печальной комиссии были строго регламентированы. Во главе комиссии стояли верховный маршал и верховный церемониймейстер.
Начиная с Петра I тела монархов предполагалось выставлять для прощания шесть недель. Николай I ограничил время прощания тремя неделями. Так, Александр II скончался 1 марта 1881 года, а погребен был 15 марта 1881 года.
Весь период от смерти монарха до его захоронения разбивался на четыре главных акта:
- Перенос тела усопшего императора из Почивальной (Спальни) в Тронную залу (если он умер в Зимнем дворце).
- Перенос тела из Тронной в Печальную (Траурную) залу. После этого следовало оповещение народа герольдами о дне погребения.
- Перевезение тела в Петропавловский собор — Печальное шествие.
- Погребение.
Оформлением Печальной залы занимались архитекторы, художники и декораторы. Все проекты убранства Печальной залы, Петропавловского и других соборов, рисунки Печальной колесницы с балдахином, гроба и пр., поступали на рассмотрение новому императору.
Император Александр II был убит народовольцами 1 марта 1881 года. 7 марта его тело было торжественно перенесено в Петропавловский собор. И, после отпевания, состоявшегося 15 марта, погребено в императорской усыпальнице. На иконе изображены: св. князь Александр Невский — небесный патрон скончавшегося императора и свв. Антонина и Евдокия — их память приходится на 1 марта — день смерти императора. Внизу перед гробницей царя-освободителя — две фигуры молящихся крестьян.
Для подготовки шествия Печальная комиссия запрашивала из Артиллерийского арсенала знамена, гербы и жезлы, заказывала элементы траурной государственной символики. Одной из важнейших инсигний императорской власти, задействованных в траурных мероприятиях, являлась императорская мантия (порфира) — длинный плащ без рукавов, сделанный из золотого глазета и подбитый белым атласом. Его верхняя часть покрывалась горностаевой пелериной — оплечья в виде воротника, спускающегося двумя широкими полосами на грудь. Для погребения заказывался специальный покров из золотого глазета, подбитый горностаем, с большими золотыми кистями по углам, вышитыми двуглавыми орлами и золотым крестом посередине, которым гроб покрывался сверху. Покров этот по окончании погребения перешивался на гробницу в виде чехла. Из Оружейной палаты Московского Кремля доставлялись другие атрибуты царской власти: скипетр, держава и государственное знамя. Во второй половине XIX века в Печальном шествии стали задействовать щит и меч государя, что должно было символизировать некоторые из важнейших функций правителя — защитника своей страны и народа. Использовалась и короны. При похоронах императора Николая I, Александра II и Александра III кроме Большой Императорской использовалось шесть корон: казанская, астраханская, сибирская, таврическая, польская и грузинская.
Тело покойного подвергалось бальзамированию, при этом внутренние органы изымались и закладывались в отдельные сосуды: сердце — в серебряную урну, представлявшую запаянную вазу со спиртом, прочее, так называемую «утробу», — в дубовый ящик, внутри выложенный свинцом с запирающейся выдвижной крышкой. Погребальными одеждами выступали военные мундиры. Так Александр II был одет в мундир Л-Гв. Преображенского полка, шефом которого он являлся.
Следующим действием было перенесение тела в Тронную комнату, для чего там снимали трон. Придворному ювелиру заказывали после смерти монарха две серебряные вызолоченные короны по форме императорской, одну — для возложения на главу усопшего государя, а другую — для несения в Печальном кортеже. При похоронах императора Александра II, согласно его пожеланию, погребальная корона не использовалась.
До середины XIX века гроб с покойным императором стоял в Тронной зале обычно девять дней. Тогда же начинался доступ публики к поклонению. Когда была готова Траурная зала, новый монарх назначал день для торжественного перенесения туда тела своего усопшего предшественника.
Торжественное перенесение тела усопшего монарха в Петропавловский собор для захоронения — Печальное шествие являлось кульминацией всего траурного действия. К этому времени лучшие архитекторы страны создавали убранство Петропавловского собора и подготавливали царскую могилу. За два дня до Печального шествия о нем объявляли народу.
Накануне торжественного ритуала происходило секретное погребение царских внутренностей. Шествие начиналось и завершалось почетным караулом, составленным из различных полков лейб-гвардии. В целом по структуре и участникам, оно напоминало шествие периода коронации. В связи с опасностью террористических актов, тело Александра II перенесли в Петропавловскую крепость 7 марта 1881 года с соблюдением всех возможных мер предосторожности, похоронили 15 марта. Допуск для прощания в собор проводился по специальным пригласительным билетам, но многие из-за наплыва желающих проститься с государем, не могли попасть даже на территорию крепости.
Печальная комиссия работала еще две недели после погребения, занимаясь рассылкой счетов, писанием и оформлением отчетов и прочими организационными делами. Все вещи, участвовавшие в церемонии, возвращались по принадлежности. После смерти российского императора устанавливался траур, в течение которого следовало носить одежду установленного образца, ограничивались праздники, могли откладываться радостные мероприятия, такие, как, например, свадьба.