От царства к империи: особенности коронации,
последняя треть XVII — первая треть XVIII века
16 мая 1682 года сыновья покойного царя Алексея Михайловича Романова 15-летний Иван и 9-летний Петр были объявлены самодержцами Всероссийскими. Впервые в русской истории случилось двоецарствие. Событие было организовано стремившейся занять московский престол старшей сестрой малолетних царей — царевной Софьей. Опираясь на преданных стрельцов, она стала регентом при младших братьях и фактически возглавила государство.
Коронация Ивана и Петра прошла 25 июня 1682 года. Церемония совершилась в соответствии с соборной грамотой по древнему чину в Успенском соборе Московского кремля. Появившиеся в предыдущие периоды изменения в ритуале, так же имели место: вручались дополнительно к первоначальным царским регалиям скипетр и держава, надевалась мантия.
Особо стоит отметить нововведение, которое впервые имело место при коронации царя Федора Алексеевича, непосредственного предшественника Ивана и Петра, и делало русский обряд венчание на царство более похожим на византийский. Это исповедание царем православной веры.
Коронация начиналась вопросом патриарха: «Како веруешь и исповедуешь Отца и Сына и Святого Духа?» И государь подобно византийским васивлевсам торжественно провозглашал в ответ текст Символа веры — вероучительной «конституции» Церкви.
Оригинальной особенность этой двойной коронации было использование копий царских регалий. Если старший брат венчался на царство подлинными шапкой Мономаха и большим нарядом, то для младшего с большим искусством были сделаны точные копии. По отзывам современников, даже опытный глаз не мог отличить их от оригиналов.
До 1689 года царствование Ивана и Петра было номинальным, реальная власть принадлежала царевне Софье Алексеевне. Но в этом году Петр отстранил её от власти. А после смерти Ивана 8 февраля 1696 года стал единоличным правителем.
Главным достижением царствования Петра стал выход России к Балтийскому морю. Успеха удалось добиться в результате длительной и кровопролитной Северной войны, закончившейся для России славной победой и заключением выгодного Ништадтского мира 30 августа 1721 года. В знак признания заслуг Петра в этой войне Правительствующий Сенат преподнес ему титул императора.
22 октября 1721 года в Санкт-Петербурге царь со всеми вельможами присутствовал на литургии в Троицком соборе (к сожалению, не сохранившемся до нашего времени). После службы был зачитан текст мирного договора со Швецией. Затем, возглавлявший литургию архиепископ Феофан Прокопович произнес проповедь, в которой описал заслуги царя, делающие его достойным называться Отцом Отечества, Императором и Великим.
По окончании проповеди к Петру подошли сенаторы, и канцлер граф Головкин обратился к нему с просьбой от имени всего народа «титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского принятии». Закончил он свою речь словами: «Виват, виват, виват Петр Великий, Отец Отечествия, Император Всероссийский!»
Сенаторы три раза воскликнули «виват», за ними повторил это восклицание весь народ, стоявший внутри и вне церкви; раздался колокольный звон, звуки труб, литавр и барабанов, пушечная и ружейная стрельба.
Петр отвечал, что «желает весьма народу российскому узнать истинное действие Божие к пользе нашей в прошедшей войне и в заключении настоящего мира; должно всеми силами благодарить Бога, но, надеясь на мир, не ослабевать в военном деле, дабы не иметь жребия монархии Греческой; надлежит стараться о пользе общей, являемой Богом нам очевидно внутри и вне, отчего народ получит облегчение».
Никакой специальной императорской коронации после провозглашения Петра императором не последовало. Первой, кто венчался на царство с титулом императрицы, была супруга государя Екатерина I. Церемония прошла в Успенском соборе. Причем Петр лично возлагал на супругу специально к этому случаю изготовленную императорскую корону и порфиру, которые передавали ему архиереи.
После смерти Екатерины I в 1727 году русский трон занял Петр II, внук Петра I от царевича Алексея. Он был коронован в Успенском соборе. Неизвестно, использовалась ли при этом императорская корона. Чин коронации носил смешанный характер, представляя собой сочетания древнего порядка с новым, введенным Петром I.
Так, о самом короновании было объявлено шестью трубачами, а внутри собора были устроены вдоль стен сидячие места для публики в виде амфитеатра. Эти новшества были заимствованы дедушкой Петра II из Пруссии и Голштинии ещё для коронования Екатерины I. В то же время, как в древности, порфиру и венец на государя возлагал служащий архиерей. Он же произносил поучение, в котором среди прочего содержались призывы к уважительному отношению к бабушке, опальной Евдокии Лопухиной (переведенной позднее указом Петра II из заточения в Шлиссельбурге в Новодевичий монастырь), и возрождению средневековой традиции местничества.
Подводя итог, можно отметить некоторые особенности наступающей эпохи империи. Так, обращает на себя внимание преимущественно светский характер происхождения императорской власти. Так, светским было уже провозглашения Петра I императором, не смотря на то, что действие происходило в храме и при активном участии архиерея — Феофана (Прокоповича). Тем не менее, в этом действе явно проступает копирование античных образцов. Так же как некогда в Древнем Риме Сенат одаривал титулом императора полководца-победителя, так и Российский Сенат (сугубо светский орган управления государством) преподносит титул императора государю за военные победы. Однако, императорские коронации продолжают совершаться по древнему чину и сохраняют религиозный характер церемонии. Хотя совершает их уже не патриарх, т. к. патриаршество было упразднено Петром I. Смешанный характер коронаций XVIII века (Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II), сочетавший в себе русскую старину и западноевропейские заимствования точно отражал переход России к статусу империи и имперскому сознанию.