Последние коронации монархической России.
Николай II: прекращение монархического правления

Иверские ворота в Москве. Середина XIX в. Холст, масло

К середине XIX века обряд коронации российских монархов, в целом, устоялся. С небольшими изменениями торжества вступления на престол Александра II, Александра III и Николая II проходили сходно, хотя коронация последнего российского государя отличалась большей пышностью.

Церемония коронации начиналась с перенесения из Санкт-Петербурга в Москву царских регалий предыдущего правителя. Затем следовал торжественный въезд императорской четы в сопровождении большого количества участников церемонии. Специально для этого составлялся особый план прохождения царского поезда по городу. На пути к Кремлю императорская чета останавливалась у часовни Иверской божией матери и принимали благословение у ожидавшего их духовенства. После краткого пребывания в Кремле императорская чета удалялась в подмосковный дворец. В это время москвичи оповещались о предстоящих торжествах, а также устраивалось и убиралось пространство внутри Кремля. В Успенский собор из оружейной палаты переносились императорские регалии.

Сбор лиц, участвующих в коронации начинался с 7 часов утра. В 9.00 императорская чета с родственниками и свитой переходили из Кремлёвского дворца в Успенский собор. У входных дверей их встречало духовенство и после приветствия император с императрицей занимали свои места у тронов. После прочтения «Символа веры» и пения тропаря, чтения пророчества Исайи, послания св. апостола Павла к римлянам (глава XIII, 1–7), евангелия от Матфея (XXI, 15–22), на императора возлагается императорская порфира. Затем он читает две молитвы и приказывает подать Большую императорскую корону. После следует речь митрополита, после которой императору подают скипетр и державу, и он садится на престол. После этого, отложив скипетр и державу, император коронует свою супругу. Затем следует литургия, сопровождающаяся миропомазанием государя и приобщением его Святых тайн «по чину царскому». После окончания литургии императорская чета посещает Архангельский собор, Благовещенский собор, с Красного крыльца кланяются народу. В этот же день в Грановитой палате устраивается праздничная трапеза.

Коронационные празднования растягивались на несколько дней. Устраивались пиры, балы, парады, принятие послов и представителей различных социальных групп и сословий, народные гуляния.

С точки зрения результатов венчания на царство — особой роли государя в жизни страны и общества, рассматривались все стороны государственной и личной жизни императорской четы.

Фототипия «17 октября 1905 г.». 1905. Бумага

Особо стоит остановиться на проблеме отречения Николая II. Обстоятельства и законность отречения русского императора от престола остаются предметом дискуссии среди специалистов. И хотя статья 37-я Основных законов Российской империи допускает такую возможность и наделяет соответствующим правом «лицо, имеющее право на престол», тем не менее, разработанной и четко прописанной в законе процедуры отречения не существовало. Как свидетельствуют историки: мысль о том, что Российская империя может исчезнуть, не приходила даже в самые отчаянные головы ещё 22 февраля 1917 года, несмотря на результаты революции 1905–07 гг. — создание Государственной Думы. Тем более, что прецедентов отречения от престола царствующих русских императоров не было. Однако, историческая ситуация радикально изменилась в необычайно короткие сроки.

Нас интересует в первую очередь то, что участники отречения и большинство позднейших исследователей, сосредоточившись на вопросах светской власти, оставили без внимания — религиозный аспект прекращения монархии в России.

«Манифест об отречении от Престола Государства Российского и о сложении с Себя Верховной власти» от имени Николая II, а также Акт непринятия престола великим князем Михаилом Александровичем юридически оформили прекращение монархической формы правления в России. Как разъяснял в своем поучении пастве один из главных лидеров крайне правого монархического движения архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) 5 марта 1917 года: «Почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет — и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами...».

Таким образом, Православная Российская Церковь оказалась в крайне затруднительном положении. Монарха в России не стало, но сохранялись без изменений статьи прежнего российского законодательства, определявшие деятельность Святейшего Синода.

Литография «В память 300-летия дома Романовых», И. Д. Сытин. Бумага

Так ст. 64 Основных законов Российской империи гласила: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». В этом смысле государь был законным «главой Церкви», который на основании ст. 65 управлял Ею «посредством Святейшего Правительствующего Синода». Т.е. синодальные решения, чтобы вступить в силу, должны были утверждаться императором. Однако, поскольку император тогда в России отсутствовал, решения Синода не могли считаться вполне легитимными.

В этих условиях место монарха по отношению к Церкви заняло неожиданно получившее полноту власти в стране Временное правительство. Что было крайне двусмысленно, т. к. в состав правительства входили далеко не только православные христиане. Напомним, что император, в свою очередь, согласно ст. 63 не мог: «...исповедовать никакой иной веры, кроме Православной».

При этом нужно отметить, что, несмотря на имевшие место конфликты, например 15 апреля 1917 года, когда правительство своим указом полностью сменило состав Синода, сотрудничество Церкви и Временного правительства можно назвать плодотворным. Итогом этого сотрудничества стал созыв Поместного собора, тщетно ожидавшегося лучшими представителями Церкви в течение двухсот лет православной монархии, на котором было восстановлено патриаршество и выработаны такие основания церковной жизни, которые могли бы обеспечить Церкви активное и подлинно творческое развитие.

В заключении, нужно сказать, что вопросы о религиозной, точнее церковной стороне отречения русского монарха от власти остаются в основном неразрешенными. Это касается и моментов связанных, непосредственно со священнодействиями: действительны ли в случае отречения миропомазание, молитвы, произнесенные во время коронации, причастие. А так же аспектов, связанных с управлением Церковью: кто является Её легитимным главой, и т. п. Эти вопросы ещё ждут своего пристального изучения и развернутых ответов.