«Солдат не дрогнет в грозный час — ему в присяге сила...»
Венчание на царство российских монархов устанавливало не только ответственность царя за государство и его население перед богом, но и накладывало особый сакральный отпечаток на характер отношений между ним и подданными. Оформлялись эти отношения с помощью присяги: на верность престолу: общегражданской и специальных, одной из которых являлось воинское клятвенное обещание.
Воинская присяга, являясь торжественным обещанием молодого солдата на верность государству, как таковая появляется, вместе с регулярной армией в начале XVIII века. Со временем, до начала ХХ века — окончания существования российской императорской армии, устоялся её текст и форма принятия. До 1918 г. воинская присяга имела религиозный характер, новобранцы давали клятвенное обещание верности царю и государству перед богом, в зависимости от своего вероисповедания.
По прибытии в войска и распределении в полк новобранец проходил т.н. одиночное обучение, зачастую осложнявшееся неграмотностью молодого человека. Он должен был уяснить основные воинские понятия: о звании солдата, о значении присяги, знамени и воинской дисциплины. Пройти ряд практических занятий. После, как бы сейчас сказали — «курса молодого бойца», командир части назначал дату принятия присяги. Часть выводилась в строй по возможности в полном составе. Во время общего построения молодые солдаты строились отдельно. Если было невозможно вывести всех новобранцев, присяга могла проводиться несколько раз.
Наследники императорской фамилии обычно с детских лет зачислялись в списки гвардейских и некоторых армейских полков, зачастую являясь их шефом. По достижении совершеннолетия наследник приносил военную присягу. На литографии ГМИР изображены события 8 сентября 1859 г. Наследник цесаревич великий князь Николай Александрович (1843–1865), старший сын Александра II, принёс общегражданскую и воинскую присягу. Воинская присяга была принесена в Георгиевском зале у трона под знаменем Атаманского полка его имени. Слова присяги цесаревич повторил за протопресвитером Бажановым.
Процедура принятия присяги обставлялась как можно более торжественно. В строй выносилось полковое знамя. Командир полка выступал с речью, ещё раз разъясняющей молодым солдатам значение долга службы и присяги. Затем приказывал прочесть статьи воинского устава о наказаниях, касающихся нарушения обязанностей службы в военное время и статьи Свода законов и военных постановлений, объясняющих, за какие подвиги на поле брани награждают знаком отличия военного ордена. После этого молодые солдаты приводились к присяге по установленному порядку духовным лицом того исповедания, к которому они принадлежали, а в случае отсутствия такового лица — командиром части. Он же принимал присягу у язычников.
Поскольку большая часть новобранцев была неграмотна, священники (командир части) громко зачитывали текст присяги. Молодые солдаты громко за ним повторяли. Если у представителей христианских конфессий процедура клятвенного обещания была сходна и проводилась, в основном, на русском языке, то для мусульман и евреев были установлены несколько иные формы принятия присяги.
Принятие присяги мусульманами проводилось на одном из основных пяти языков, принятых в исламских регионах Российской империи. Присягающий должен был во время присяги держать два пальца правой руки на раскрытом Коране и повторять за муллой слова присяги, по окончании клятвы целовать Коран. При этом действии присутствовало особое лицо, которое следило за правильностью соблюдения обряда. Этот контролёр должен был следить, чтоб мулла не произносил фразы по-арабски, а использовал один из пяти принятых языков. Для этого существовали специальные таблицы с записью текста присяги русскими буквами на татарском или ином восточном языке. Также наблюдатель должен был следить, чтоб мулла провёл обряд присяги до конца.
Для принятия присяги еврейскими новобранцами существовала несколько иная процедура. Для присяги назначались свидетели со стороны гражданского начальства и еврейской общины. По возможности процедура должна проводиться в синагоге. Но, за неимением таковой, в общем порядке на полковом плацу. Присяга принималась раввином, который утверждался начальством и не имел сложностей с законами империи. Раввин зачитывал текст присяги, новобранцы за ним повторяли. За этой процедурой следили свидетели от гражданских властей и от еврейской общины. За неимением таковых допускалось приглашать христиан, знающих еврейский закон. Свидетели, имея русскую транскрипцию еврейской присяги, следили за её точностью. После этого присяжный лист подписывался раввином и всеми свидетелями, христианами и евреями. В заключение обряда особо назначенный еврей трубил в рог Шофар четырьмя разными тонами.
После демобилизации армии в 1918 г. и создания РККА, воинская присяга потеряла своё религиозное значение. И в настоящее время, несмотря на воссоздание института военного духовенства, присяга остаётся гражданско-правовым действием.